Шаг 2. Узнайте, что Вы можете

Выберите социальную роль, которая подходит Вам и узнайте как Вы можете помочь в предотвращении самоубийств.

Родители и опекуны
Родители и опекуны

Очень важно понимать разницу между нормальными эмоциональными реакциями ребенка и переживаниями, которые могут иметь серьезные последствия. Мы предлагаем Вам несколько советов, которые помогут вовремя определить, что у Вашего ребенка серьезные проблемы.

  1. Прислушивайтесь к своему ребенку, даже если он ничего не говорит. Внимательно изучите признаки суицидального поведения, которые могут свидетельствовать о тяжелых эмоциональных переживаниях ребенка:
  • Избегает общения с близкими и друзьями.
  • Говорит о своей никчемности, что никогда не достигнет успеха в жизни.
  • Тяжело переживает какой-либо конфликт или потерю близкого человека.
  • Снизился аппетит, появилась повышенная утомляемость и беспокойный сон
  • Появились беспричинные тревога, страхи, снизилось настроение
  • Много времени проводит в интернете и не делится тем, какие сайты посещает
  • На стене аккаунта в социальной сети появились мрачные картинки, ранее не свойственные ребенку, записи о смерти или способе уйти из жизни.
  • Повреждения на коже (порезы, ожоги) даже если по версии ребенка они появились случайно.
  • Потеря интереса к учебе, увлечениям.
  1. Поговорите с ребенком, окажите эмоциональную поддержку. Установите с сыном или дочерью доверительные отношения, станьте для своего ребенка другом. Открыто разговаривайте с ребенком о его проблемах. Пусть он знает, что делиться своими проблемами с близкими – это нормально – и не бывает никаких запретных тем. Пусть он будет уверен в том, что в любое время вы готовы его выслушать и помочь. Никогда не давите на ребенка и не заставляйте решать проблемы здесь и сейчас – лучше помогите ему. Расскажите что грусть, печаль, страхи и тревоги – чувства которые испытывают все люди, и эти чувства проходят.
  2. Не делайте тайны из его состояния, расскажите о нем учителю или школьному психологу. В школе должны знать о его проблемах.
  3. Если вы чувствуете, что вы сами не справляетесь с его состоянием, отведите его к в поликлинику или больницу. Вы должны знать, где можно получить помощь. Порой несколько часов имеют значение. Ваш участковый врач, фельдшер может направить Вас к специалистам по психическому здоровью, психологам, психотерапевтам или психиатрам. Достаточно просто позвонить на телефон доверия Минздрава или написать обращение на сайт перезагрузистресс.рф чтобы получить информацию о возможных вариантах профессиональной помощи. Если ваш ребенок нанес себе самоповреждения вызовите скорую помощь. Обязательно после оказания первичной помощи приведите ребёнка к медицинского психологу или другому специалисту по психическому здоровью. Это сохранит ему жизнь!
Социальные работники
Социальные работники

Вы помогаете людям в сложной жизненной ситуации, которые находятся в группе суицидального риска.

Есть несколько способов предотвратить трагедию и оказать им помощь.

  1. Изучите признаки суицидального поведения, узнайте, что делать, если человек, о котором вы заботитесь, испытывает тяжелый и продолжительный стресс.
  2. Вы должны знать, кто может оказать помощь и куда необходимо обратиться (участковые врачи, специалисты по психическому здоровью, члены семьи и т.д.).
  3. Слушайте и предлагайте свою поддержку.

Если человек, которому Вы помогаете, делится мыслями о самоубийстве, позвольте ему открыто об этом рассказать, выслушав без осуждения. Избегайте споров о том, является ли самоубийство правильным или неправильным вариантом решения проблем. Спросите, как вы можете помочь ему. Узнайте, не хочет ли он побеседовать с участковым врачом, психологом или другим специалистом (психиатр, психотерапевт, нарколог).

Если человек, не говорит вам, что у него есть суицидальные мысли, но вы подозреваете, что он готовится уйти из жизни, прямо спросите, думал ли он о самоубийстве. Получив положительный ответ, будьте готовы к привлечению других людей для решения проблемы (врач, члены семьи, специалисты по психическому здоровью и т. д.).

  1. Будьте активными и внимательными.

Если вы заботитесь о ком-то, кто подвержен высокому риску самоубийства, создайте для него безопасную среду: по возможности уберите все, что можно использовать для самоубийства. Храните оружие, ножи, острые предметы, лекарственные средства  в безопасном месте, недоступном для человека.

Друзья
Друзья

Друзья — одни из самых важных людей в нашей жизни, знают нас лучше, чем все остальные. Друзья рядом во всех сложных жизненных ситуациях. Но знаете ли вы, как помочь другу, у которого появились суицидальные мысли? К кому обратиться за помощью? Вот несколько советов для поддержки друга, испытывающего эмоциональные проблемы.

  1. Узнайте о признаках суицидального поведения

Обращайте внимание на изменения в поведении друга: он замкнулся и перестал с Вами встречаться? Неожиданно уволился с работы? Переживает, что не может рассчитаться по кредиту? Перестал заниматься любимым хобби? Стал чаще говорить о смерти пусть даже в шутливой форме? Появились тревожные сообщения и статусы, удаление друзей или своей странички в социальных сетях?  Даже если Вы не близки с человеком, вы можете помочь! Отправьте ему ссылку на сайт «перезагрузистресс.рф», где он найдет анонимную помощь специалиста, которая ему очень нужна!

  1. Спросите друга напрямую о самоубийстве. Необходим открытый и доверительный диалог. Если Ваш друг заявил о нежелании жить, будьте с ним рядом все время, пока он будет нуждаться в Вашей поддержке. Помогите найти специалиста в области психического здоровья. Лучший вариант пойти вместе с ним в ближайшую больницу, где оказывают помощь людям с суицидальным поведением. Даже если друг не говорит открыто о самоубийстве, а вы чувствуете неладное, сделайте так, чтобы быть с ним постоянно на связи. У Вас должен план действий на случай, если он перестанет отвечать на телефонные звонки, общаться в социальных сетях.

Друг должен знать, что Вы беспокоитесь о нем и всегда готовы придти на помощь. Расскажите ему о возможности получить анонимную помощь по телефону доверия 8-800-100-0906,  в сети интернет на сайте «перезагрузистресс.рф» или в ближайшей больнице.

  1. Будьте готовы прийти на помощь в любое время. Вы не должны решать проблемы Вашего друга, но вы можете быть рядом с ним и помогать ему. Вот несколько способов быть полезным:
  • Будьте готовы слушать. Позволяйте ему открыто говорить о своих чувствах. Будьте непредвзятым. Не обсуждайте, правильно ли самостоятельно лишать себя жизни или нет. Не читайте лекций о ценности жизни.
  • Будьте всегда доступными для общения. Проявите интерес. Поддержите.
  • Проводите с ним время, отвлекайте его душевной от боли, говорите о будущем.
  • Тема суицида не является табуированной, разговаривайте о самоубийстве.

Лучше потерять дружбу, чем потерять друга.

Работники системы образования
Работники системы образования

В Удмуртии ежегодно совершают самоубийство 20 детей.  Дети и подростки проводят значительную часть времени в школе.  Педагоги, школьные психологи могут играть важную роль в выявлении учащегося из группы риска. Несмотря на то, что в школах регулярно проводится обучение сотрудников по вопросам предотвращения самоубийств, некоторые преподаватели все еще испытывают внутренний дискомфорт во время обсуждения темы суицида  с  учениками и родителями. Вот несколько ключевых советов для педагогов:

  1. Необходимо знать, когда бить тревогу.

Если Вы не уверены в своих знаниях по вопросу самоубийств найдите и прочитаете специальную литературу. Ознакомьтесь с признаками суицидального поведения и антисуицидальными факторами. Вы должны хорошо знать своих учеников, чтобы понять, когда ребенок испытывает эмоциональный кризис.

Признаками суицидальных намерений являются:

  • Суицидальные угрозы в виде прямых («я собираюсь убить себя») и косвенных («я хотел бы заснуть и никогда больше не просыпаться») высказываний.
  • Озабоченность смертью.
  • Предсмертные записки и планы (включая публикации в интернете).
  • Предсмертные подготовительные мероприятия (например, пожелания по организации похорон, составление завещания, раздача ценных вещей).
  • Изменения в поведении, внешнем виде (неаккуратная одежда, отсутствие макияжа)
  1. Необходимо знать, что делать.

Если ученик доверяет Вам и делится своими мыслями о самоубийстве, ваша задача — действовать. Не ждите, что он придет к вам первым. Если вы подозреваете, что у ученика есть суицидальные мысли поговорите с ним об этом:

  • Прямо спросите, думает ли он о самоубийстве.
  • Слушайте без осуждения.
  • Отнеситесь к нему серьезно.
  • Сохранять спокойствие.
  • Не оставляйте ученика наедине с самим с собой
  • Уберите в безопасное в место все предметы, которые могут быть использованы для совершения самоубийства.
  • Пример того, что вы можете сказать: «я не знаю точно, что ты чувствуешь, но, похоже, тебе очень больно сейчас. Мне нужно понять как я могу тебе помочь. Ты не должен находиться в таком состоянии.  Давай сейчас вместе подумаем, что нужно сделать, чтобы ты чувствовал себя лучше.»
  • Обратитесь за помощью: отведите учащегося к школьному психологу, чтобы он провел  с ним беседу и оценил степень риска суицида. Школьный психолог должен связаться и встретиться с родителями ребенка, рассказать о его состоянии и посоветовать куда обратиться за помощью.
  • Не обещайте ученику хранить его суицидальные мысли в тайне.
  1. Организуйте в школе систему по профилактике самоубийств.
  • Содействуйте созданию и развитию благоприятной и открытой среды в вашей школе, которая позволит учащимся открыто говорить о своих проблемах, привлекайте их к мероприятиям по профилактике психических расстройств.
  • Заручитесь поддержкой администрации школы, чтобы сделать приоритетными и регулярными занятия по профилактике психических расстройств и превенции суицидов.
  • Сформируйте рабочую группу из психологов, педагогов, старшеклассников, которая будет заниматься предупреждением суицидов и оказанием помощи в среде учащихся.
Подростки и студенты
Подростки и студенты

Вы обсуждали особенности психики человека? Вы знаете, что такое стрессоустойчивость? Вам говорили о проблеме суицида? Попросите преподавателя рассказать вам о расстройствах настроения, тревоги, усталости, бессоннице. Говорите с друзьями о своих чувствах. Ведь вы же делитесь с ними, когда у вас болит горло или полнилась температура. Подойдите к приятелю и спросите, почему его несколько дней не было «в сети» или почему вчера не пошел гулять. Ваше внимание, может помочь ему справится с проблемой и даже спасти жизнь. Если у вас нет желания глубоко вникать в проблему суицидов, прочитайте несколько советов. Вы должны это знать, ведь чья-то жизнь в ваших руках.

  1. Необходимо знать признаки суицидального поведения.

Обращайте внимание на особенности поведения, высказывания, записи в социальных сетях ваших товарищей или просто знакомых. Предупреждающие знаки не всегда очевидны. Одноклассник или однокурсник перестал участвовать в коллективных мероприятиях? Стал пропускать занятия без причины?  На страничках в социальных сетях появились мрачные фотографии? Появились высказывания о смерти, пусть даже в шуточной форме? Узнайте полный список опасных признаков, чтобы помочь человеку и избежать трагедии. О своем безразличном отношении можно жалеть всю жизнь.

  1. Необходимо быть готовым к неприятному разговору.

Если вы подозреваете, что одноклассник или одногруппник думает о самоубийстве, спросите его об этом напрямую. При получении положительного ответа вы должны ему помочь. У вас найдется на это время. Вы неравнодушный человек! Важно быть с товарищем в то время, когда он нуждается в Вас. И не важно, будете вы общаться в комнате или в социальной сети. Не оставляйте его одного до тех пока не поймете, что кризис миновал. Но самое лучшее уговорить его обратиться к специалисту: психологу, врачу. Скажите, что пойдете вместе с ним. Вы должны сказать преподавателю, родителям о проблемах одноклассника, даже если это его расстроит. Не делайте из этой опасной ситуации тайну. Важно спасти.

  1. Необходимо обратиться за помощью. Нужно понимать, что в любом возрасте, у каждого человека возникают сложности, которые порой кажутся непреодолимыми. Взлеты и падения — это нормально. Но в критической ситуации важно знать, что есть люди, которые обязательно помогут. Это и друзья, и родители, это и специалисты – психологи, учителя и врачи.
  2. Необходимо о суицидах говорить открыто.

Помогайте учителям или психологам, которые занимаются профилактикой самоубийств. Ваше неравнодушное отношение спасёт чью-то жизнь. Расскажите товарищам о программе «Сделай пять шагов, чтобы спасти жизнь», отправьте сообщения друзьям в любой социальной сети (ссылка на 5 шаг).

Специалисты первичного звена здравоохранения
Специалисты первичного звена здравоохранения

Куда чаще всего обращаются люди за медицинской помощью? Именно к Вам, врачи, медсестры, фельдшеры поликлиник и стационаров, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Кто кроме вас лучше знает проблемы людей, которых вы видите на протяжении многих лет, порой знаете членов их семей и живете рядом? Если вы подозреваете, что психическое состояние у вашего пациента изменилось, найдите время поговорить с ним. Просто выписать направление к психиатру, вполне возможно, не решит проблему, пациент его не знает и даже боится. А вам он доверяет, хотя бы потому, что вы давно знакомы. Именно ВЫ можете помочь. Часто хватает только пяти минут, чтобы спасти жизнь.

  1. Необходимо знать, когда пора переводить беседу с соматических проблем на психическое здоровье. Если Вы не уверены в своих знаниях по психиатрии почитайте старые институтские лекции или откройте учебник по психиатрии. Это не займет много времени. Стоит почитать только два раздела: неврозы и депрессии. Но самый простой вариант — обратиться к интернет-ресурсам, посвященным депрессии и профилактике суицидов. Здесь вы найдете необходимую информацию. Пройдите по ссылкам….. в том числе на первый шаг
  2. Необходимо открыто поговорить с пациентом о самоубийстве

С чего начать? Спросите его, как он спит, что его тревожит, как настроение. Если пациент доверяет Вам и делится своими мыслями о самоубийстве, ваша задача — действовать. Если вы подозреваете, что пациента есть суицидальные мысли спросите у него об этом напрямую.  Если Вы получаете положительный ответ, вы должны четко представлять, что надо делать дальше. Вы должны убедить пациента, что он нуждается в помощи. Поговорите с ним о возможных вариантах ее оказания. Главное не отпускать его с приема пока не убедитесь, что он настроен на лечение. Заключите с ним антисуицидальный договор, он может помочь выиграть время.  Расскажите, чем пациенту может помочь психиатр, психотерапевт, психолог. Ваша задача убедить его обратиться к этим специалистам. Можно предложить ему воспользоваться анонимным телефоном доверия Минздрава 8-800-100-0906 или сайтом перезагрузистресс.рф, чтобы получить консультацию специалиста по психическому здоровью. Но помните, что при таком обращении Вы не сможете проконтролировать его. А Вы обязаны убедиться, что пациент получил необходимую помощь. Если Вы знаете, что пациент не дошел до психиатра, не бросайте его одного. Проявляйте заботу, звоните ему, спрашивайте, как он себя чувствует. Важно, чтобы человек знал, что он не один. Найдите возможность сказать родственникам о его состоянии. Суицид не тайна. Важно спасти человека.

Если Вы только подозреваете у пациента суицидальные намерения, найдите возможность не отпускать его из поля зрения. Мы знаем, что специалисты первичного звена сильно загружены работой, но просим вас найти пять минут в своем плотном графике, чтобы спасти человека.

  1. Объясняйте важность психиатрической помощи, разрушайте стереотипы.

Общеизвестно, что врачей-психиатров не любят и боятся. Этот народный страх основан на стереотипе, что после посещения психиатра человек будет лишен возможности водить машину, ходить на охоту с ружьем, и не сможет получить разрешение на работу даже дворником. Это заблуждение. Понятие «учета» в психиатрии не существует. Надо объяснить пациентам, что единственная задача психиатра — помочь пациенту справиться с депрессией, тревогой и душевной болью, а не портить ему жизнь ограничениями. Только психиатр или психотерапевт помогут больному справится с душевным недугом. Не пугайте людей психиатрами!

  1. Измените ситуацию в больнице, в которой работаете.
  • Создайте в вашей больнице среду, которая позволяет открыто говорить о проблемах психического здоровья с коллегами и пациентами.
  • Организуйте для пациентов оздоровительную программу «Школа психического здоровья». Расскажите, как справляться со стрессом, депрессией, усталостью. Важно на этих занятиях рассказывать о возможностях современной медицины по лечению психических недугов. Психиатрическая помощь доступна и нужно пользоваться услугами специалистов по психическому здоровью. Население района должно знать, где можно получить психиатрическую помощь. Может, человек не захочет пойти к районному психиатру по каким-то своим соображениям, но с удовольствием поедет в Ижевск, чтобы получить помощь. Разместите информацию о психиатрических медицинских организациях республики в вашей больнице.
Перейти на Шаг 3